Меню

Глава 10: Самостоятельные Упражнения

Множество книг для преподавателей и студентов содержат упражнения для занятий в классе. Я подумал, что следует написать упражнения, которые вы можете делать у себя дома. Я делаю много упражнений сам, и поначалу они кажутся глупыми. Это нормально. Спустя некоторое время, вы будете мгновенно настраиваться на их выполнение. Каждое упражнение нацелено на развитие определенного навыка. Веселитесь.
Еще один совет: cначала выполните упражнение, а потом прочитайте его цель!

Быстрое мышление

ДАДА-МОНОЛОГ
(Дада — художественное и литературное движение начала XX века, основанное на чепухе. Дадаисты хотели «разрушить искусство и заменить его пустотой».)
Начните дада-монолог, в котором нет смысла. Посмотрите на любой предмет в комнате, в которой сейчас находитесь, и назовите его. Когда говорите, не зацикливайтесь на мыслях и смысле монолога.

Я начну монолог и запишу его. Я вижу свечу, итак: «Свечи — это собаки, когда книги рассказывают истории об арахисе с небес. Когда мне было семь долларов, я пошел к своей заводской расческе. Никто не знал моего отца как кошка, которая была зеленой в Техасе поросенка».

Как только начинается появляться смысл, «поменяйте частоту». Например, после «когда мне было семь», я подумал «лет», но в этом был смысл, поэтому я сказал «долларов».
  • Цель
Это упражнение направлено на развитие свободных ассоциаций. Он взбадривает твой мозг и пробуждает возможности, которые ты мог не заметить. Я иногда делаю его, когда иду на выступление. В голову приходят забавные и абсурдные идеи.
АССОЦИАЦИИ СЛОВ
Выберите предмет в комнате. Назовите его вслух и немедленно начинайте говорить об этом предмете. Вы можете описать его или, желательно, начните произносить ассоциации, связанные с вашим личным опытом. Через 10 секунд остановитесь, назовите другой предмет и без паузы начните монолог связанный с новым предметом. Сделайте это упражнение как минимум с 10 предметами.
  • Цель
Это учит тому, что вы можете говорить буквально о чем угодно, потому что это связано с вами больше, чем вы думаете. Попробуйте называть предметы не из комнаты, а беря их случайным образом из головы. Так же называете вслух предмет (например «океан») и без пауз расскажите историю или ассоциации о слове. Книга, щенок, зависть, охота на лягушек, сигара. Слова должны быть разными. Я прошу говорить без пауз, потому что это отличная практика говорить и не тормозить. По началу, люди произносят слова, затем повторяют его и начинают монолог. Попытайтесь не повторять слова.
ТАРАБАРЩИНА
Тарабарщина — непонятная бессмыслица.
«Глошка морукут мот? Тикатов ту. Нока ну-ну».
Это тарабарщина. Вы можете начать прямо сейчас. Давайте. Да, сейчас, начинаете говорить на тарабарщине. Отлично. Теперь сделайте так: выберите персонажа с особой точкой зрения, какой хотите. Произнесите предложение на тарабарском как произнес бы этот персонаж. Затем, ответьте на тарабарщине от лица другого персонажа с совершенно другой точкой зрения. Вот вы и разыграли сцену на тарабарщине.
  • Цель
Заметьте, что во время тарабарщины, просыпается эмоциональность в голосе. Попробуйте несколько сцен, заодно попрактикуетесь как говорить нечто противоположное, тому что вы услышали.
~

Создание персонажей

СМЕНА ПЕРСОНАЖЕЙ
Поставьте стул посреди комнаты. Засеките время и начните монолог в образе персонажа. Через 30 секунд, без пауз, поменяйте персонажа. Я подчеркиваю «без пауз». Выполняйте это упражнение сколько хотите. У меня были студенты, которые за час сделали 60 персонажей с минутными диалогами.

Вариация: запишите на бумажках персонажей и положите их в шляпу. Например, «сербский танцор» или «сумасшедший клоун». Вытаскивайте из шляпы бумажку и начинайте монолог.

Разместив стул посреди комнаты, вы не будете ограничены в движениях. Покажите некоторых персонажей стоя. Разнообразие персонажей — ключевой момент. Если два персонажа подряд были тихими, сделайте третьего шумным.
  • Цель
Это упражнение придаст гибкость вашему умению создавать персонажей. Если вы легко входите в образ в таких условиях, то и быстрее будете реагировать с партнером.
ИНТЕРВЬЮ В ОБРАЗЕ
Напишите на бумажках вопросы для другого человека. Они могут быть личными или профессиональными. Например, «Откуда вы?», «Ваше любимое мороженое и почему?», «Самый грустный эпизод из детства?», «Что вы сейчас читаете?». Напишите 15 вопросов. Затем сядьте на стул и начните монолог в образе. Через минуту прочтите вопрос и ответьте как персонаж.
  • Цель
Это упражнение поможет вам мгновенно реагировать как персонаж. Чем разнообразнее вопросы, тем гибче вы реагируете в импров-сцене.
СТИЛИ И ЖАНРЫ ИЗ ШЛЯПЫ
Напишите на бумажках 20 стилей и жанров. Например нуар, боевик, фильм ужасов, мелодрама. Начните монолог в образе и за 30 секунд обозначьте среду. Затем выберете жанр. Ваш персонаж должен отреагировать на этот жанр.

Например, вы — автомеханик. Вы достали романтический роман. Механик может говорить о страсти и любви к своим машинам. После того как вы будете уверенно чувствовать себя в жанрах, можете поэкспериментировать с конкретными писателями и драматургами.
  • Цель
Стили и жанры зачастую используются как предложения от зрителей (suggestion) в импрове. Их понимание — отличный сценический инструмент. Также вы сможете делать отсылки и добавлять театральности и разнообразия в свои сцены.
ОТ ЗВУКА К ДИАЛОГУ
Встаньте и издайте любой звук. Пусть он перейдет в диалог персонажа. Через 10 секунд диалога произнесите другой звук для другого персонажа.
Например, звук «Ииииииии» может перейти «Иииииитак, я собрал вас, чтобы сообщить…»
Выполняйте упражнение две минуты.
  • Цель
Таким образом вы поработаете над своим голосом и создаете персонаж, не думая о нем заранее.
~

Тело и пространство

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Встаньте посреди пустой комнаты. Не думая, из воздуха схватите воображаемый предмет. Не продумывайте объект заранее. Когда ваша рука схватит этот предмет, решите что это. Воспользуйтесь этим предметом.

Например, я вытаскиваю нечто. Я не знаю, что это пока не возьму его и, когда я смотрю как предмет лежит в моей руке, я решаю, что это факел. Я начинаю идти в темноте с факелом. Если бы предмет был бы печью, я мог бы открыть и закрыть дверь печи. Если это банан — можно его почистить и съесть.
После того как вы поигрались с предметом, отложите его и запомните где он. Затем представьте еще один предмет, который связан с первым.
У меня был факел, я положил его в подставку для факелов, и взял бутылку вина. Затем взял третий предмет, который связан с двумя первыми. В моем случае, старый сундук. Теперь можно представить, где вы находитесь. Я, например, в старом подвале и я нашел старую одежду.

Продолжайте, пока не создадите 10 предметов. Так же можете пересмотреть все предметы. Поздравляю, вы создали целый мир из воздуха.
  • Цель
Это отличный способ создавать окружающую обстановку. Попробуйте это упражнение вместе с монологом персонажа; только не говорите о предметах. Как только вы возьмете первый предмет, начинайте говорить.
ЧАСТИ ТЕЛА
Начните бродить по комнате. Подумайте о какой-нибудь части тела и начните за ней следовать. Спустя некоторое время, поменяйте часть тела. Продолжайте до тех пор пока все ваши части тела (о которых вы сможете вспомнить) не побывают ведущими.
  • Цель
Следуя за разными частями тела, вы обнаружите, что чувствуете себя по-другому. Это мгновение дает вам персонаж. Это отличный инструмент, чтобы выбрать персонажа, о котором вы и не думали. После того, как вы сделаете упражнение несколько раз, начните производить звуки персонажа. Затем, начните говорить как персонаж.
ЗАВТРАК
Лягте на пол. Молча создайте персонажа, который просыпается, одевается и готовится к предстоящему дню. Пусть каждое движение служит развитию персонажа. Как этот персонаж чистит зубы? Какую одежду он носит (возможно, это зависит от его профессии)? Является ли мебель в спальне новой, старой или потрепанной? Где он живет?

После пусть персонаж приготовит и съест завтрак, снова обращая внимание на такие детали, как подготовка, ритм и какая пища. После завтрака персонаж собирается покинуть место проживания. Нужно ли ему пальто? Нужны ли ключи от машины или проездной билет? Носит ли шляпу? Подробная информация поможет вам создать физический мир, который рассказывает историю персонажа. Не спеша раскрывайте каждый объект: сколько он весит, какова текстура и как давно им пользуются.
  • Цель
Таким образом мы раскрываем персонаж через его окружение. У меня не получается это упражнение, но видел как люди отлично справляются с ним. Надеюсь, что вы один из них.
Обращая внимание на детали вы можете продолжить историю: пойти на работу, в парк и т. д.
МОНОЛОГ ОБ ОБЪЕКТАХ
Напишите название двадцати объектов на бумажках и положите их в шляпу или в миску. Начните монолог от лица любого персонажа. Периодически выбирайте бумажку и смотрите, что на ней написано. Продолжайте монолог персонажа внедряя в него объект: не концентрируйтесь на объекте, просто случайно упомяните его в монологе.
  • Цель
Практикуйтесь в создании окружающей среды и с взаимодействием с ней. Частая ошибка новичков просто говорить об окружающих предметах. Практикуйтесь не концентрироваться на предметах.
~

Создание сцены

СЦЕНА
Сядьте на стул в центре комнаты. В любой момент начните диалог от лица персонажа. Сразу ответьте как второй персонаж и продолжите сцену. Сначала, вы можете стесняться и захотите остановиться. Преодолейте это желание и продолжайте диалог в течение тридцати секунд. С практикой вы можете увеличить время. Упражнение станет легче, если персонажи будут отличаться насколько это возможно. Я воспринимаю это упражнение как тренировку голоса-мышления-физики персонажа.
  • Цель
В этом упражнении придется делать два дела разом. По началу, как правило, сцены будут похоже на обмен вопросов и ответов. Со временем ваши сцены станут более сложными, у персонажей появятся различные точки зрения. Играя обычную сцену, импровизатор может думать, что он скажет потом, пока его партнер говорит. С этим упражнением вы научитесь быть в моменте.
СЦЕНА С ЭМОЦИЯМИ
Это упражнение похоже на предыдущее, но теперь у каждого персонажа своя эмоциональная база. Один персонаж может быть сердитым, другой — легкомысленным. Попробуйте играть сильные эмоции. Некоторые кричат, когда изображают гнев; другие будут шипеть сквозь зубы. Это зависит от вас; вы, возможно, склонны к внешним выражениям чувств или к сдержанным. Оба способа правильны, но практикуйте тот, который менее свойственен вам. Затем попробуйте более «серые» эмоциональные состояния: зависть, равнодушие, тоска и т. д. Усложните задачу, сымпровизируйте сцену, где характеры различны, но с одинаковым эмоциональным состоянием.
  • Цель
Большинство людей остаются в пределах их собственной зоны комфорта, когда дело доходит до эмоций; поэтому увеличение эмоционального диапазона во время импровизации — ценно.
СЦЕНА СО СМЕНОЙ СТАТУСОВ
Сымпровизируйте сцену, как и раньше, но вместо эмоций переключайтесь между высоким и низким статусами. Начните с явно высокого статуса (например, профессор) и явно низкого статуса (например, студент). Разыгрывая последующие сцены постепенно приближайте статусы персонажей, пока два статуса не будут одинаковы. Даже если вы импровизировали сцену в одиночку, следите как персонажи соперничают за высокий статус.
  • Цель
Импровизируйте, импровизируйте, импровизируйте сцены со статусом. Статус и точки зрения идут рука об руку. Либо персонаж пытается получить высокий статус, либо борется, чтобы удержать свой статус, либо врет о своем статусе. Статус — это суть сцены. Практика всех вариаций статуса поможет вам, когда вы столкнетесь с ним в сцене. Импровизаторы обычно выбирают один и тот же статус: либо высокий, либо низкий. Подумайте какой статус вам ближе, а затем сыграйте противоположный.
ЧИТАЙ ВСЛУХ
Читайте пьесы, читайте пьесы, читайте пьесы. Это отличный способ понять структуру сцены и характеристики персонажа. Теперь начните читать пьесу вслух. Обратите внимание, как вы читаете, какова точка зрения персонажа.
  • Цель
Чтение пьесы поможет вам развить актерские навыки и понять персонажа с его точки зрения.
ОЗВУЧКА ФИЛЬМА
Включите телевизор. Выключите звук. Найдите фильм. Сымпровизируйте диалог персонажей.
  • Цель
Это упражнение заставляет вас продолжать и продолжать озвучивать. Поначалу можете озвучивать одного персонажа, постепенно добавлять персонажей, а затем попробовать озвучить всех персонажей в течении 30 минут. Не ограничивайте себя кинофильмами; озвучивайте ситкомы, новости, кулинарные шоу и т.д. Наслаждайтесь.
~

Бонус

ПИШИТЕ ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ СЦЕНЫ
Сядьте за печатную машинку, письменный стол или текстовый процессор (сядьте за компьютер). Теперь напишите сцену с двумя персонажами следующим образом:

 — поставьте таймер на пять минут;

 — не переставайте писать (это сложно, через пять минут ваши пальцы устанут);

 — не цензурируйте себя, не редактируйте себя и не волнуйтесь о пунктуации и правописании. Сохраняйте темп.

Чтобы было быстрее, назовите своих персонажей А и Б. За пять минут вы испишите 3−4 четверти страницы, в зависимости от вашей скорости.

Не волнуйтесь, если сцена плохая.
Не волнуйтесь, если сцена бессмысленная.
  • Цель
Это упражнение полезно как и любое импров-упражнение. Если вы будете писать, не поправляясь и останавливаясь, ваш мозг будет искать пути, которыми обычно не пользуется. Это открывает вашу творческую сторону, которая не используется, если вы оцениваете себя во время написания. Мне очень нравится это упражнение, потому что идеи льются потоком. Не прекращайте писать.
ПОЙТЕ
Я слишком часто делаю это упражнение. Думаю, со мной что-то не так. Дома или прогуливаясь по улице, сымпровизируйте песню.

Как сымпровизировать песню? Просто начните петь. Как и в сцене, мелодию и содержание песни вы придумаете по ходу.

Не важно есть рифма или нет; со временем вы научитесь рифмовать. Просто продолжайте петь, не останавливайтесь, не критикуйте себя.
  • Цель
Если вы занимаетесь импровом, то вам не избежать импровизированных песен. Вы можете убеждать себя, что вы плохой певец, и пение для вас это страдание или можете начать учиться импровизировать песни уже сегодня. Это упражнение поможет, если вам придется импровизировать стихотворение.
СЧИТАЙТЕ ДО СОТНИ
Встаньте. Представьте, что вы великий оратор и 5000 людей собрались послушать вас. Но вместо слов произносите числа. Начните считать, как будто цифры это слова великой речи. Досчитайте до ста. Разнообразьте свои интонации: иногда задавайте вопросы, меняйте эмоции.
  • Цель
Это упражнение развивает общие навыки артиста: вы играете уверенно, эмоционально и с разнообразием, не думая о содержании речи. Важно не только что говорит ваш персонаж в сцене, но и как говорит.
ТАНЦУЙТЕ
Включите любимую музыку и танцуйте. Вот и всё, танцуйте.
  • Цель
Я могу многое сказать про импровизатора по его танцу. Иногда, по его походке. Большинство импровизаторов не в ладах со своим телом, особенно мужчины. Они думают, в импрове главное слова и комедия, а не тело и физика. Если вы чувствуете себя комфортно танцуя по-серьезному, вы преодолели многие страхи.
Танцуйте. Вы познаете себя.
ОТМЕЧАЙТЕ ХОРОШУЮ ИГРУ
Выберите хороший фильм с хорошей актерской игрой, который вы уже видели. Смотрите на ведущую роль фильма, отмечайте актерскую игру. Запишите, что вас удивляет: как актер ведет диалог, почему он делает паузы и т. д. Посмотрите два-три фильма и сравните записи. Ищите шаблон хорошей игры.
  • Цель
Изучение актерской игры или импровизации разнообразит набор ваших импров-инструментов.
ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ДОКУМЕНТАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Прочитайте отрывок из документальной литературы. Например: Что такое горизонт событий? Как изобрели булавку? Война 1982 года? Как работает чайник?
Затем в роли персонажа перескажите прочитанное воображаемому слушателю. Как всегда, не думайте наперед. Отложите книгу и начинайте.
  • Цель
Во-первых, вы узнаете что-то новое и увеличите свой кругозор. Во-вторых, вы научитесь вплетать прочитанное в монолог вашего персонажа. В-третьих, вы добавите детали в разговор, что сделает вашу речь богатой и насыщенной. В-четвертых, вы запомните, то что прочитали повторив и проговорив.
ТРЕНИРУЙТЕСЬ
Практикуйтесь.
  • Цель
Нельзя становиться раздутым, бесформенным, бледным, пропитанным ликером, желеобразным пузырем. Практикуйтесь.
Подпишись на обновления
Любым удобным тебе способом.
Обещаем оповещать тебя о выходе новых глав!